|
Завод основан в 1916 г.
русским инженером В.А.Лебедевым
для производства легковых и
санитарных автомобилей. В 1916-18 гг.
- Автомобильный завод АО “В.А.Лебедев”;
1918-26 гг. - Первый государственный
авторемонтный завод (1-й ЯГАРЗ);
1926-58 гг. - Ярославский
государственный автомобильный
завод №3 (ЯГАЗ); 1958-71 гг. -
Ярославский моторный завод (ЯМЗ);
1971-93 гг. - головное предприятие ПО
“Автодизель”. С 1993 г. - Открытое
акционерное общество “Автодизель”
(Ярославский моторный завод).
Основная продукция ЯГАЗа в 1925–42
гг. - первые советские
большегрузные автомобили
грузоподъемностью от 3 до 7 т Я-3, Я-4,
Я-5, ЯГ-4, ЯГ-5, ЯГ-6; самосвалы ЯС-1, ЯС-2,
ЯС-3; троллейбусы одноэтажные ЯТБ-1,
ЯТБ-4 и двухэтажные ЯТБ-3; автобусы
ЯА-1, ЯА-2; шасси для автобусов и
троллейбусов. В 1933 г. совместно с
ОКБ ОГПУ создан первый
отечественный автомобильный
дизель “Коджу”.
В годы ВОВ (1943-45 гг.) ЯГАЗ выпускал
гусеничные артиллерийские тягачи
Я-11, Я-12, Я-13.
В 1947-51 гг. впервые в стране освоен
серийный выпуск двухтактных
автомобильных дизельных
двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206
мощностью от 110 до 220 л.с. для
автомобилей ЯАЗ, МАЗ, КрАЗ,
специализированных транспортных
средств, автобусов ЗИЛ-154,
насосных агрегатов и пр. С 1947 по 1960
гг. разработано и пущено в
производство два семейства
большегрузных автомобилей,
самосвалов грузоподъемностью от 5
до 25 т, седельных тягачей,
автомобилей высокой проходимости
марки “ЯАЗ”.
Конструкции и производство
двухосных автомобилей ЯАЗ-200, ЯАЗ-205,
ЯАЗ-225 переданы в 1950-51 гг. Минскому
автозаводу (Белоруссия);
трехосных ЯАЗ-210, ЯАЗ-214, ЯАЗ-221, ЯАЗ-222,
ЯАЗ-226 - Кременчугскому автозаводу
(Украина) в 1958-бО гг.
С 1958 г. ЯМЗ специализируется на
разработке и производстве
дизельных двигателей
многоцелевого назначения
мощностью от 180 до 800 л.с., коробок
перемены передач, сцеплений,
дизельных электроагрегатов. В 1960-е
годы создано и освоено в
производство семейство 4-тактных
дизель-моторов мощностью от 180 до
500 л.с. Базовые 6-, 8-, 12-цилиндровые
модели семейства ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-240,
пройдя несколько этапов коренной
модернизации, остаются основной
продукцией завода. |
В 1960-70 годы
были успешно выполнены задания
правительства по производству
современной автотехники. На
отечественные и зарубежные
автомагистрали вышли новые
семейства автомобилей МАЗ с
дизель-моторами ЯМЗ, ставшие
основой большегрузного
транспортного парка страны.
Одновременно опережающее
развитие нефтегазового,
горнорудного комплекса СССР во
многом обеспечили мощные
карьерные самосвалы БелАЗ с
перспективными ярославскими
двигателями.
В 1970-е годы “Автодизель”
становится ведущим предприятием
отечественного дизелестроения,
здесь разработаны силовые
агрегаты для Камского,
Кутаисского автозаводов - ЯМЗ (КамАЗ)-740,
ЯМЗ (КАЗ)-642. В 1980-е годы
специалистами завода создано
перспективное семейство 840-х
двигателей, 8-цилиндровые модели
которого ЯМЗ-8424, ЯМЗ-8423 переданы
на производство Тутаевскому
моторному заводу.
Дизели марки “ЯМЗ” применяются
на автомобилях, карьерных
самосвалах, автобусах, тракторах
промышленного и с/х назначения,
колесных и гусеничных машинах
специального назначения,
экскаваторах, кранах, комбайнах,
автогрейдерах, погрузчиках,
дорожно-строительных машинах,
тепловозах, дизель-генераторах,
на буровых, судовых установках и
пр. Потребителями продукции “Автодизель”
являются: МАЗ, БелАЗ, МоАЗ, МЗКТ,
КрАЗ, УралАЗ, ЗИЛ, БАЗ, ЛАЗ, КЗКТ,
ИЗТМ, ЧЗПТ, “Кировский завод”,
Ростсельмаш, Красноярский
комбайновый, Воронежский,
Ковровский экскаваторные,
Муромский, Людиновский
тепловозостроительные,
Ивановский крановый заводы,
Челябинский завод дорожных машин
и др. Главным потребителем
продукции ОАО "Автодизель"
является Минский автомобильный
завод - давний надежный партнер
нашего предприятия. Еще в 1940-50-е
годы заводы совместно решали
проблему создания и организации
производства первых советских
дизельных большегрузных
автомобилей на базе конструкций
ЯАЗ-200, ЯАЗ-205. В настоящее время
основные перспективные модели
силовых агрегатов ЯМЗ с
повышенными технико-экономическими
показателями, такие как ЯМЗ-7511,
ЯМЗ-7601, ЯМЗ-850 и др. ориентированы
именно на технику белорусских
автозаводов. Несмотря на
прошедшие геополитические
преобразования, существующие
экономические трудности,
предприятия и сегодня остаются
надежными партнерами. Активная
реализация совместной программы
развития дизельного
автомобилестроения, принятой
руководителями компаний В.А.
Гуриновичем и В.Е. Савельевым,
поддержанной президентами и
правительствами России и
Беларуси, - лучшее подтверждение
верности традициям
сотрудничества .
Двигатели ЯМЗ имеют
международные сертификаты
соответствия действующим
европейским экологическим
нормативам, поставляются в 50
стран Европы, Юго-Восточной Азии,
Африки и Латинской Америки.
Продукция завода отмечена
наградами: Орден Ленина (1966 г.),
Орден Октябрьской Революции (1975 г.)
В разные годы директорами
предприятия были В.А.Еленин (1931-37
гг.), А.А.Никоноров (1940-45 гг.), И.П.Гусев
(1945-50 гг.), Е.А.Башинджагян (1958 г.), А.М.Добрынин
(1961-82 гг.), В.А.Долецкий (1982-97 гг.).
Сегодня генеральным директором
ОАО "Автодизель" является В.Е.
Савельев |
|